НОВОСТИ

НАДЯ. Что я могу уметь?

В год педагога и наставника мы хотим поведать вам трогательную историю, к которой прикоснулись сотрудники нашего детского центра летом 2023 года. Она о девочке Наде. Главная героиня нашей истории нашла на своем пути правильных людей в правильное время.

ЧАСТЬ 1. МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ.

Есть обычная «необычная» девочка по имени Надя, которая растет с мамой и папой. Почему она необычная? Надя не видит. Ей 4 года. Она несамостоятельна, она не говорит, она не держит свое тело. С самого детства Надя слышит одни и те же фразы: «Мы не знаем, как с ней работать», «Она не сможет учиться», «К сожалению, мы не знаем, как ей помочь», «Что с ней делать?». Люди, которые специализируются на коррекционной педагогике, не знают, что с ней делать. Наде 5 лет. Она переезжает с родителями в Тюмень. Она все также испытывает трудности в контактировании с внешним миром, имеет эхолалическую речь, боится пользоваться обычными вещами и оставаться наедине с людьми без мамы, а специалисты продолжают говорить, что, вероятно, вследствие потери зрения нарушена и интеллектуальная сохранность. Фразы о невозможности помочь повторяются до тех пор, пока Надя не встречает своего будущего наставника, который в последующем будет фигурировать в истории как Галина Петровна Ганжала, педагог-психолог. Она тоже не знает, что с ней делать. Галина Петровна знает только то, что Надя - это маленькая девочка, которая тоже заслуживает играть, мечтать, любить, дружить, учиться.

ЧАСТЬ 2. ДЛЯ НАЧАЛА НАДО НАЧАТЬ С НАЧАЛА.

Как помочь Наде? Горы изученной литературы, множество дней поиска методов и подходов. Наверное, для начала надо просто начать с начала. И они начинают. Начинают с усвоения навыка движения тела. Много времени Надя и Галина Петровна занимаются на татами, где героиня нашей истории учится двигаться, ползать, ровно стоять, искать ось тела, понимать, что значит сжать мяч в правой руке, сесть за парту. Когда эти навыки освоены, родители Нади и Галина Петровна понимают, что Наде пора научиться контактировать с миром. Но из-за отсутствия визуального восприятия часто Надя бывает не здесь и не сейчас, потому что она не видит, что происходит здесь и сейчас, а значит, может находиться где угодно. В ходе игры или упражнения она часто отвлекается на пересказ новостей с радио, которые слышала в машине по дороге на занятие. Кстати, память у нее и вправду невероятно хорошая. Галина Петровна учит Надю концентрироваться, слышать, отвечать на вопросы, выстраивать диалог. Наконец, Надя начинает находиться здесь и сейчас. В ее жизнь входят словесные игры, стабилизируется речь, а потом появляется вопрос: «Что это такое?». Через контакт с предметами она ощущает и понимает их качества. Теперь Надя без страха контактирует со внешним миром.

ЧАСТЬ 3. Я УМЕЮ ШУТИТЬ. Я УМЕЮ СМЕЯТЬСЯ. А ЧТО ЕЩЕ Я ТОГДА МОГУ УМЕТЬ?

Еще одним наставником в жизни Нади становится папа. Ее папа отлично поет и имеет прекрасное чувство юмора. Когда Надя приходит на одно из занятий к Галине Петровне и начинает шутить, Галина Петровна понимает - интеллектуальность сохранна, Надя умеет смеяться! И над собой в том числе. А юмор и смех приводят к положительным изменениям в мозге человека. Вместе с папой Надя учится играть на пианино и петь. Затем Надя начинает заниматься в тифлостудии «Совенок» под руководством своего третьего наставника - незрячего тифлопедагога Анны Владимировны Фадеевой, где ее готовят к школе, обучают ориентироваться и осознавать себя в окружающем пространстве, фокусировать внимание на звуках окружающего мира и уметь определять источник звука, его положение. Надя учится читать и писать по системе Брайля и продолжает развиваться в музыке. Все также рядом с Надей мама, которая верит в нее. Рядом с Надей папа, который поет и смеется с ней вместе. Рядом с Надей Галина Петровна, которая играет с ней вместе в развивающие и интересные игры. Надя умеет играть! Вот только некоторые игры ей недоступны. Они построены на цветовом компоненте. Посмотри, что-то различается по цветам. Найди. Но Галина Петровна адаптирует эти игры и строит их на фактурном восприятии. Потрогай, что-то различается по прикосновениям. Галина Петровна делает игрушки для Нади самостоятельно, потому что мяч уже изучен ими всесторонне. Надя делает следующие шаги. К этому моменту она уже отлично говорит, по-прежнему хорошо запоминает, прекрасно обслуживает себя, ориентируется в окружающем пространстве. Надя здесь и сейчас. В 2022 году Надя поступает в 1 класс и имеет успехи в учебе.

ЧАСТЬ 4. НАДЯ И «ОЛИМПИЙСКАЯ РЕБЯЧКА».

Летом 2023 года Надя едет в лагерь. Получится ли у нее? Как примут ее ребята? Чем она будет заниматься? Родители знают, что Надя справится, потому что с ней рядом будет Галина Петровна, которая по счастливому совпадению едет работать на эту смену педагогом-психологом. Первый день в «Олимпийской Ребячке», Надя знакомится со своим тьютором Кристиной. Она трогает ее руки, слышит ее голос, разговаривает с ней. Взаимодействие Нади и Кристины становится не просто формальным. Это не только тьютор и незрячий ребенок. Вместе с Кристиной Надя учится познавать новый мир, в котором она оказалась. Надя ходит в гончарную мастерскую. Надя занимается мягким фитнесом. Надя рисует на арт-терапии.

Надя поет и играет на синтезаторе в «Музыкальной мастерской «РИТМ». Надя плавает в бассейне. Надя посещает оздоровительные процедуры. Надя участвует в конкурсе агитбригад и выступает с отрядом. Надя танцует на дискотеке. Надя поет песни с ребятами у костра и слышит треск пламени, чувствует тепло огня. Надя идет в поход. Надя участвует в акции «Трудовой десант» и прибирает территорию лагеря. Надя смотрит с ребятами мультфильм «Три богатаря» с тифлопереводом. Надя погружается в сюжет смены и исследует экологию. Надя катается на катере. Надя принимает участие в акции «Бессмертный полк». Потому что Кристина показала Наде, что это не страшно, что это возможно. Как и все, Надя живет с соседками, и у нее есть отряд. Кристина разговаривает с Надей с самого утра и до отбоя, она рассказывает ей истории, описывает местность лагеря, учит ее находить друзей в отряде, направляет и помогает на занятиях. Надя называет Кристину своим другом и ласково смеется над ней.

Но у Нади появляются и другие друзья. Дети в отряде, которые относятся к ней с особым трепетом. Они берут пример с Кристины и тоже поддерживают Надю. Их внимание настоящее. Неподдельное. Они искренне берутся за помощь. Пытаются понять, каково это.

И принимают Надю такой, какая она есть. Потому что Галина Петровна и Кристина показали ребятам, как направить Надю, как с ней играть, как с ней дружить.

ЧАСТЬ 5. НАСТАВНИЧЕСТВО

Так что же такое наставничество? Кто же такой наставник? Наверное, это больше, чем эксперт в какой-то области или человек, который делится своим опытом. Наставник - это человек, который помогает раскрыться. Наставник - это человек, который прокладывает самый безопасный путь к поиску своего «Я». Надя - счастливый человек, Надя - полноправный член нашего общества. И, наверное, если бы не было в ее жизни всех перечисленных выше людей, Надя бы так и осталась девочкой, с которой нельзя что-то сделать. Но эти люди есть. И поэтому Надя переходит во 2 класс. Поэтому Надя увлекается музыкой. Поэтому Надя может отдыхать в лагере. У Нади есть все шансы заниматься в жизни делом своей мечты и всегда быть счастливой. Она по-прежнему не видит, как и в начале нашей истории, но она другая. Вот что такое наставничество. Дать возможность любому человеку стать другим. Поверить, что он может стать другим. Найти тот подход, который поможет ему стать другим.

Мы благодарим Надю, благодарим ее родителей, Галину Петровну, Анну Владимировну, Кристину за то, что имели возможность прикоснуться к этой истории и лицезреть своими глазами настоящее чудо, которое так редко встречается в жизни. Написанную историю мы обязательно зачитаем Наде вслух, чтобы она знала, что в первую очередь это не мы научили ее чему-то в лагере, а она научила нас. Очень многому.